понедельник, 15 июня 2009 г.

История велосипеда - III. Велосипед и войны

Тема велосипедов на войне и военных велосипедистов глубока и интересна. Чуть ли не более чем вся история велосипеда. Говорить об этом можно долго, очень долго. Не будем откладывать в долгий ящик и начнем.
Первое применение велосипеда в военных действиях состоялось во время Испано-Американской войны на Кубе в 1889 г. Это был неорганизованное использование велосипеда. А уже во время Анло-Бурской войны (1889-1902 гг.) англичане имели регулярные вело.подразделения.
Великая война прошла не без велосипедистов воинов. Велосипед был на вооружении всех воюющих сторон. Их использовали в разведке, при эвакуации раненых и связные для доставки сообщений. В основном, в Первой и Второй Мировых войнах использовались легкие, складные велосипеды, которые можно было закрепить за спиной с помощью ремней.


Первая Мировая. Русские солдаты с складными велосипедами Пежо системы капитана Жерара. Отсюда


Чем же так приглнулся военным велосипед?
  • Велосипед быстрее пешего .
  • Можно перевозить достаточно большие грузы по малопригодным дорогам и бездорожью.
  • Бесшумный
  • Не требует дозаправки.
  • Относительно легок.
Вторая Мировая от велосипеда не отказалась. Не взирая на явный прогрессс технологий вооружений и моторизацию войск.
Наиболее распространены велосипеды были в армиях гитлеровской коалиции. Германия и Япония имели самые крупные войсковые влосипедные подразделения. Красная армия имела велосипедные войска еще в финскую, но до начала Отечественной войны от них избавилась и войну прошли без регулярных вело частей. Немцы же использовали велосипед во всех войсковых соеденениях. От своего тыла и до глубоко глубокого тыла противника. Паращютисты оснащались легкими складными моделями.
Красной армии велосипед использовался солдатами на свой страх и риск. Вот выдержеки из рассказа ветерана войны Геннадия Коленкина и из книги Юхана Пейгеля "Я погиб в первое военное лето". "Теперь мы бросили несколько пароконных телег, груженных совершенно новыми шерстяными солдатскими одеялами, воловьими шкурами, из которых вышло бы сто пар прочных подметок, портянками, бельем, мылом и прочим добром, и прежде всего средствами противохимической защиты. Там же был один-единственный на весь полк велосипед.
Все это мы не стали жечь, просто свалили в кучу посреди деревни — пусть люди воспользуются. Разумеется, воспользовались, добро не пропало даром. Велосипед схватил один паренек, который ездить не умел. Может, по нашей вине упал и расшибся, кто его знает. Все пытался гордо проехаться, натянув резиновые перчатки, заимствованные из химкомплектов, но то и дело падал. Наверно, так и не успел до прихода немцев научиться."
По этим коротким отрывкам видно положение велосипеда в Советской армии того времени.

Финские велосипедисты. 1944г.

Немецкие военные велосипедисты и пулемет Максим. Вторая Мировая.

Трофеи (практически не использовались). Начало войны.

После Второй Мировой велосипед стал выходить из активного использования в армиях наиболее развитых стран. Но Швеция, например, держала велосипеды на вооружении вплоть до 2001-го года, а Швейцария в 2003 г.
Вьетнамские партизаны использовали велосипеды в труднопроходимых джунглях для перевозки грузов и вооружений во время Вьетнамской войны.
Участвуя в войнах велосипед доказал свою проф. пригодность и подтвердил свой авторитет одного из самых удобных, практичных и полезных механизмов.

1 комментарий: