воскресенье, 26 июля 2009 г.

Велосипедный руль. Как отрегулировать руль

Этот пост, скорее всего, предназначен для тех, кто только выбирает велосипед или хочет разобраться как влиет тот или иной элемент байка на велосипед в целом. Регулеровка положения руля повлияет на управляемость велосипеда и на его ходовые качества. Попробую описать что к чему и что на что влияет.
Оговорюсь, подбирая для себя размер рамы и правильную посадку необходимо учитывать то, что спортивный (горный, гибрид, шоссейный) велосипед не даст возможность внести координальные изменения. Единственное что, есть велосипеды с безрезьбовой рулевой колонкой (чаще всего шоссе, прогулочные и туристические дорожные) и резьбовые (горные и велосипеды для экстримального катания). Безезьбовые рулевые колонки имеют несколько больший диапозон изменения высоты руля и меньшую прочность. Резьбовые практически не регулируются по высоте, но гораздо более прочны. Выбирайте велосипед так, чтобы потом можно было подкорректировать его под себя, но не изменить полностью.

Высота руля

Высота руля - основной критерий, который влияет на посадку велосипедиста и ход самого велосипеда. Именно тут и срабатывает та особенность, что внести изменения можно в достаточно ограниченном диапазоне.
Так или иначе, велосипеды делятся на категории, и выходить за пределы своего предназначения не могут.
Для городских велосипедов предназначен руль, кторый будет располагаться выше седла. У горных и гибридных велосипедов руль находится с седлом примерно на одной линии. У шоссейного, скоростного велосипеда руль расположен ниже седла.
Таким образом достигается оптимальная для каждого из видов велосипеда характеристика.

  • Высокий руль - комфорт. Вы будете ехать неторопясь и с максимальным удобством. Сложнее преодолевать подъемы.
  • Руль на уровне с седлом - маневренность. на скрости или медленно, и на любом покрытии, велосипед будет слушаться рук и реагировать на команды максимально четко и эффективно.
  • Руль ниже седла - максимальная скорость, устойчивость и аэродинамика.
У шоссейный велосипедов рули, как вы наверняка заметили, сделаны с загнутыми вниз рогами. Это сделано для того, чтобы велосипедист мог менять свою посадку и тем самым влиять на управление велосипедом.

Теперь уже почти все горные и туристические велосипеды оснащены рулями с приподнятыми ручками. Кажется что изгиб невелик, но его достаточно, чтобы улучшить управляемость велосипеда на любой поверхности и при любых остоятельствах. Теперь уже редко встретишь горный велосипед с прямым рулем.

Вынос руля
Есть еще один способ немного изменить высоту руля, но сильно повлиять на посадку велосипедиста. С помощью выноса. Вынос руля бывает разный по длинне (или регулируемые по длинне) и углу наклона относительно рулевой колонки. Также, он отличается по своей прочности и способу крепления к колонке.
Регулируемые выносы, опять же, ставяться городские или туристические велосипеды, где перепады нагрузок на руль не высоки. На все велосипеды для активной езды ставятся только фиксированные выносы более высокой прочности.
Вынос руля может крепиться одним, двумя и четырьмя винтами. Чем больше винтов, тем жеще фиксация руля на колонке. Четыре винта - вынос для горных и экстрим-велосипедов, на которые ложиться большая нагрузка во время катания.

Для экстремального велоспорта, где велосипедисты много летают и крутят рулем, применяются специальные, широкие рули. За счет увеличения радиуса увеличивается скорость реакции колеса на вращение руля. Но в кросс-кантри, например, такой руль будет скорее помехой чем помощью.

Для простоты отцентровки руля по отношении к рулевой колонке, по центру почти всех рулей сделаны насечки, в диапазоне которых и должно закрепить руль на выносе. Тут нет ничего сложного. Главное, чтобы все детали были хорошо закреплены, ничто не болталось и небыло люфта.
Люфт руля - это когда руль "телепается", а колесо нет :)
При катании, очсобенно, активном, можно якобы повернуть руль, но недостаточно и получить неприятности на фигуру. Одним словом, люфт неприемлем.