суббота, 18 июля 2009 г.

О складных велосипедах. Ситибайк.

У многих в советском и постсоветском детстве были складные велосипеды. Лично у меня был "Аист" (Кама, Десна и т.д., в зависимости от завода производителя). У него еще была аббревиатура "ММВЗ" (Минский мотоциклетно-велосипедный завод), которую мы расшифровывали как "Малых молокососов возить запрещено".
Аист
Крутая машина. Культовая. Аист - классический ситибайк (citybike). Маленький диаметр колес, складной, не тяжелый. Эстетика и вес, как и некоторые другие характеристики, для совпрома не были критериями. Западная современная продукция из категории городских велосипедов не может не радовать. Разнообразие моделей, их дизайн и функционал вдохновляют. Лично мне, после "Аиста", довелось кататься на складном велосипеде от Giant. Колосальная разница.

Giant. Hlfway

Складной городской велосипед лучше всего подойдет любителям прогулок по городу и тем, кто предпочитает велосипед городскому транспорту для поездок на работу. Ярким примером будет подробный рассказ Некто Лукаса. Однозначно - это не спортивный велосипед. Основные требования, выдвигаемые к городским складным велосипедам - легкий ход, компактность, комфорт и приятный дизайн. И уж тут-то инженерная и дизайнерская мысль летит практически безконтрольно. Причем, тенденция такова, что большинство идей очень быстро преодолевают дистанцию от концепта к серийной версии.
Далее, несколько вариантов массового продукта и откровенных концептов городских складных велосипедов:

1.
"A-Bike" - 120$. Доступный вариант городского велосипеда с маленькими колесиками и оригинальной рамной конструкцией.

2.
Китайский складной велосипед-чемодан Buts - 400 $. Китайцы, как известно, ловят все на лету и пускают в массовое производство.

3.
Концепт дизайнера Томаса Оуэна. У велосипеда есть усилитель на педали. Прилагаемые усилия будут на порядок меньше. Оригинальный дизайн обусловлен способ складывания велосипеда. Колеса прячуться в "раму", как в тубус.

4.
Folding Bike Bag - концепт от Bergmönch. Велосипед-рюкзак. Походный вариант. Классная идея. Смущает отсутствие седла. Как показывает практика, долго ехать без седла трудно.

Складные велосипеды есть на все вкусы и виды. Попроще и посложнее. Они компактны, легки, маневрены, симпатичны внешне, комфортны и удобны в транспотировке.
На десерт, тест складных велосипедов A-Bike и Strida:

среда, 15 июля 2009 г.

Custom Bike. Real Bike


Захотелось поговорить о направлениях в велокультуре. Прошли те времена, когда велосипед был двумя-тремя колесами с педальным приводом и цепью. Эволюция породила множество вариаций на тему. Раскрыть ее не то чтобы сложно, это потребует немного времени, сил и внимания. Уж много чего велоиндуствия и отдельные энтузиасты понапридумывали и ввели в ограниченное или серийное производство. Теперь конкретнее.
Никогда не стремился к обладанию, но всегда с удовольствем наблюдаю на улицах Города и на сборищах велолюбителей Custom байки. Явление неординарное и очень интересное.
На мой взгляд, CustomBike исключительно творческое явление. Способ самовыражения, стиль жизни или его часть, прихоть или хороший понт. К спорту, однозначно, отношения не имеет.
Основная цель Custom байка - впечатлить окружающих и выделить себя из толпы. Любой CustomBike представляет собой воплощение творческой мысли его создателя. Это не практичное средство передвижения, но способ заявить о себе, инженерно-дизайнерская фантазия, произведение искусства, если хотите. CustomBike имеет три основных направления развития, которые реализуются серийно и индивидуально: Cruiser, Lowrider, Chopper. О каждом отдельно и подробней.

Cruiser

Круизер - наиболее классическая и практичная Custom-вариация велосипеда. По сути, это классическая рама от "Schwinn", культовый американский вело-бренд всех времен и народов. "Schwinn" сделали в 50-60-х гг. XX ст. прорыв в велодизайне. Компания предложила массовому потребителю велосипед с выгнутой рамой, высоким загнутым рулем и узкими колесами.


Изящная и стремительная, но не спортивная модель очень подходила среднему американцу, который не хочет платить дорого, но желает получить нечтооригинальное, серийное, а потому не дорогое. Модели и модификации "Schwinn" поражали разнообразием цветовых гамм, их яркостью и предавали элегантности велосипеду за счет белой оконтовки колес, как на автомобилях тех лет. Они стали столь популярны, что за этими велосипедами выстроилась очередь из голливудских звезд и прочих знаменитостей. "Schwinn" и его оригинальные модели покорили USA. Это и были первые cruisers.
По сегодняшний день "Schwinn" ведет отдельный модельный ряд cruiser. Кстати, если не изменяет память, были совтские экземпляры круизеров. Вот, например:

Ereljkas (Vairas) (Прибалтика)

Прима

Lowrider

Это нечто. Наиболее "выкрученые" и непрактичные Custom-велосипеды. Можно сказать, это воплощение самых больных фантазий инженеров и дизайнеров. Такие велосипеды сложно описывать. На них надо смотреть. Основные правила - никаких правил и законов физики, при разработке конструкции, в учет не брать. Главное, чтобы хоть немного, но ездило. Такие байки выкатываются не часто, ездить на них можно только по ровной поверхности и желательно по прямой. Это именно тот случай, когда Самовырпажение, творчество и фантазия берут верх над здравым смыслом и практичностью. Искусство в чистом виде, ежели пожелаете.



Chopper

Этот аналог "Старшего брата" - мотоцикла, придумал в 1995 году некто Гарри Сильва. Наверное, парню очень хотелось завести в гараже Харлей, но денег небыло. Зато были руки. И в результате появился Chopper-bike. Сдесь тоже существует множество вариаций на тему. Самое главное: далеко вперед вынесена передняя вилка, высокий руль, низкое седло, педали вперед тоже. Заднее колесо желательно чтобы было шире переднего. Как не странно, но этот велосипед неплох для катания. Имеется в виду его "вменяемый" и практичный вариант. Он может развить неплохую скорость на ровной дороге. А вот про колдобины лучше не вспоминать. Как и про крутые повороты.



Вот такие вот они, CustomBikes. Бесспорно, самое яркое, эстетское и творческое направление в развитии велосипеда. Тот случай, когда он перестает быть спортивным инвертарем, средством передвижения и переходит на качественно новый уровень.
Попробую перефразировать: "Велосипеды разные нужны
Велосипеды разные важны".....так себе, но суть выразил.

Ну и в качестве бонуса за терпение и внимание, немного приятной музыки и оригинальных конструкций:

Качаем шины. Оптимальное давление.

Как накачать шины?

Прежде всего, надо учитывать показатели, которые указаны на покрышке. Там установлен минимум и максимум. Во-вторых, учитывать как и где будете кататься.

Сильно начанная шина - ровная и твердая поверхность (асфальт).
+ : Лучше накат, выше скорость.
- : Хуже сцепление, больше риск проколоть или взорвать колесо на высокой скорости,

Средне и минимально начанная - бездорожье.
+ : Лучше сцепление, общий контроль велосипеда. Сложнее проколоть.
- : Ниже скорость. Недокачанная шина трется об обод и снашивается.

Минимально накачивать шины вообще не стоит. Если укзан min 2,4 Bar, ниже 3,0 не стоит опускаться.

Например, у меня, диапазон: 2,4 - 4,5 Bar
3,6 - 6,5 PSI
Я катаюсь с давлением в 3,5-4 Bar. Это дает достаточную жесткость для разгона на твердом покрытии и держит сцепление на грунте.

А вот чего напридумали. Я бы с удовольствием пользовал бы:

среда, 24 июня 2009 г.

Пока дождешься....... Сам себе велодорожка.


Дизайнеры Evan Gant и Alex Tee, решили помочь велосипедистам мира, в том числе и жителям бывшего СССР, которым вряд ли светит увидеть велодорожки (не говоря о соблюдении их разметки) на улицах городов бывшей необъятной. А вот автор жжет, т.е. - светит. Если дорожки не метят перед велосипедистом, то пусть велосипедист наносит велодорожку за собой с помощью LightLane. С помощью лазера и в темное время суток, когда она столь актуальна.

Вмонтированный под седло велосипеда источник, работающий по принципу лазерной указки, проектирует на дорогу сбоку и сзади велосипедиста световую дорожку с изображением универсального значка для велодорожек (два кольца и кружок, а между ними загогулина = велосипедист в международной системе знаков).
"Дорожка" спроектирована таким образом, что призвана создать зону безопасности вокруг велосипедиста, границы которой будут видны и запретны для автомобилиста.
Эта разработка имеет все шансы к переходу в массовое производство. Приблизительная цена LightLane - примерно 50$. Сейчас авторы проекта в поисках наиболее оптимального света и расположения знаков для наиболее эффективной разметки и общей безопасности движения.

Пока что это выглядит так:

вторник, 16 июня 2009 г.

Снять педали.

Рано или поздно, но педали надо снимать. Не дай Б-г конечно, 120 лет им жизни и верной службы. Но как показывает практика, случаи бывают разные. Вот сейчас и попробуем разобраться с этими случаями и что с ними делать. Например, когда педали за годы эксплуатации верняком прикипели. Вариант с пойти в мастерскую и за недорого постоять и посмотреть как механик свиньтит педали за считаные секунды-минуты откидываем сразу как очевидный. Но бывает так, что мастерской рядом нет или руки и энтузиазм чешуться очень сильно.

Сразу отмечу, педали прикручиваются надежно, крепко и немножко крепче чем позволяют законы физики. Следовательно, снимать будет интересно. А чтобы избежать плачевных последствий для инструмента и рук, ног, головы, есть несколько рекомендаций, которые помогут снять педали без особых проблем.
Можно воспользоваться обычным гаечным ключем, но это далеко не лучший вариант.

Заведите себе педальный ключ и съемник шатунов. Самый верный способ снять педаль - нужный инструмент.
Но даже он не всегда способен помочь. Иногда достаточно купить WD-40 и побрізгать им немного на шатуны. Гарантировано, пойдет легче.
Прикипели педали и WD-40 не помагает? Такое бывает. Снимем. Для этого есть достаточно верный способ, нагревание. На прикипевшую педаль терпеливо льем кипяток, грееем свечей, горелкой, всем что способно достаточно нагреть шатун и ось педали, коэффициент нагревания которых различен. За счет этой разницы и придет облегчение.
При скручивании педалей обратите внимание на то в какую сторону надо ее открычивать. Есть несклько верных способов проверить себя и избежать приступов "мартышкиного труда":
  • Крутите к нижней трубе, какую бы педаль вы не вертели.
  • Откручивайте против движения велосипеда.
Если нет никакого инструмента, не отчаивайтесь и приготовьтесь немного потерпеть и покарпеть. Если педали не прикипели намертво, то сможет помочь вышеупомянутое нагревание, гаечный ключ, молоток и деревянный брусок.
Снимаете стягивающую контр-гайку, катаетесь несколько сот метров крутя педали, упераете в шатун брусок и легкими(!) постукиваниями молотком "добиваете" его. После этого шатун должен довольно легко сниматься. Если нет, повторяете процедуру. Лупить со всей дури по бруску молотком или заменять его железякой не стоит. Повредите каретку.
Перед обратной сборкой педалей смажте резьбу густой смазкой и закручивайте до те пор, пока рука может закручивать. Не надо закручивать на сухо и прыгать дополнительно на ключе. Хоть механизмы прочны, но они нежные.

Катайтесь в удовольствие и аккуратно:

понедельник, 15 июня 2009 г.

История велосипеда - III. Велосипед и войны

Тема велосипедов на войне и военных велосипедистов глубока и интересна. Чуть ли не более чем вся история велосипеда. Говорить об этом можно долго, очень долго. Не будем откладывать в долгий ящик и начнем.
Первое применение велосипеда в военных действиях состоялось во время Испано-Американской войны на Кубе в 1889 г. Это был неорганизованное использование велосипеда. А уже во время Анло-Бурской войны (1889-1902 гг.) англичане имели регулярные вело.подразделения.
Великая война прошла не без велосипедистов воинов. Велосипед был на вооружении всех воюющих сторон. Их использовали в разведке, при эвакуации раненых и связные для доставки сообщений. В основном, в Первой и Второй Мировых войнах использовались легкие, складные велосипеды, которые можно было закрепить за спиной с помощью ремней.


Первая Мировая. Русские солдаты с складными велосипедами Пежо системы капитана Жерара. Отсюда